Автобетононасос – спецтехника, применяемая на строительных объектах при возведении сооружений из монолитных бетонных конструкций. Главное отличие автобетононасосов от стационарных бетононасосов состоит в мобильности на производстве данного типа. Его использование позволяет исключить временные и финансовые траты на такие процедуры, как демонтаж бетонопровода, перестановка распределительных стрел, вызов техники для перемещения бетононасосной установки и комплектующих, проведение процедур сборки-разборки.
Указывая на преимущества автобетононасоса, нельзя не сказать о принципах его работы. Автобетононасос – вид строительного оборудования, применяемого для доставки бетонной смеси по вертикальным и горизонтальным плоскостям на расстоянии 10-65 метров, с сохранением его способности мобильного передвижения по застраиваемой площадке. Рассматривая общую схему работы этой техники, можно выделить несколько отдельных агрегатов в его составе: бетононасос поршневого типа с гидроприводом, бункер для приема бетона, распределительная стрела с бетоноводом, аутригеры – гидравлические опоры на базе грузового шасси.
- Бетононасосы, применяемые в этой спецтехнике, разделяются на поршневые и роторные.
В последнее время именно поршневым насосам для бетона было отдано предпочтение, так как они обладают большей мощностью и надежностью, и лучше подходят для работы с низкомарочным бетоном (роторные насосы сегодня сняты с производства). Главная часть бетононасоса – пара цилиндров, выполняющих передвижение бетона в системе подачи. Их поршни приходят в движение в противоположном направлении благодаря индивидуальным цилиндрам. Получается, что пока один цилиндр всасывает из бункера бетонную смесь, другой в это время выводит ее в бетоновод. Непрерывная подача смеси обеспечивается согласованной работой клапана и цилиндров: в нагнетающем закрывает доступ в бункер, во всасывающем – открывает.
Шиберы (клапаны) подразделяются на три типа:
S-шиберы

C-шиберы
У каждого типа клапана есть свое предназначение. Так, последние два типа шиберов применяются преимущественно для прокачки бетонных смесей стандартных марок, в то время как рок-шиберы лучше использовать для грубых бетонов, крупнофракционных, которые засоряют S и С-клапаны.
По эксплуатационным качествам вышеозвученные части бетононасоса распределяются по следующим местам:
-
Лидирующее место – S-шиберы
-
Легко обслуживаются и эксплуатируются – С-шиберы
-
Самые экономичные – рок-шиберы
Эффективность работы бетонных насосов зависит вовсе не от типа клапана, а в большей степени от того, насколько хорошо изолированы места соединения. К примеру, когда уплотнительные кольца изношены или плохо прилегают, происходит пропуск воздуха и воды, из-за чего со временем нарастает слой засохшего бетона на стенках клапана.
Все современные бетононасосы, оснащенные двумя цилиндрами, обладают мощностью – 80-180 метров кубических за час.
- Гидравлическая система
Данная часть оборудования является одной из важнейших и напрямую влияет на стабильность работы и самого бетононасоса, и гидравлической системы. Как правило, гидравлика автобетононасоса состоит из двух частей: а) для главных гидропоршней (аутригеры и распределительные стрелы), б) для обеспечения работы поршней, задающих перемещение бетона по системе. Именно это задает стабильность работы компонентов по отдельности.
Сама гидросистема работает за счет исправной функциональности гидронасоса посредством передачи силы двигателя шасси, на котором стоит насос, через коробку отбора мощности (РТО) к гидронасосу.

- Приемный бункер
Приемный бункер – это резервуар, имеющий объем около 0,6 метров кубических, напрямую соединенный с бетононасосом, предназначенный для выгрузки бетона и его забора цилиндрами. В состав такого бункера также входит миксер для перемешивания бетона и защитные решетки. На последнюю часто устанавливается вибратор эксцентрикового типа, служащий для облегчения просеивания.
- Распределительная стрела автобетононасоса
-
Z-образно
-
R-образно
-
RZ-образно
Распределительная стрела – это главный механизм автобетононасоса, от параметров которого зависит диапазон подачи бетона. Распределительная стрела закреплена на поворотной колонне, соединенной с рамой автобетононасоса, и представляет собой несколько шарнирно-сочлененных секций.
В зависимости от того, какова дальность подачи бетона, диапазон рабочих высот и модель спецтехники, изменяется длина и количество секций. Такие операции, как раскладывание секций и подъем стрелы происходит посредством работы двусторонних гидроцилиндров, а круговая подача бетона – посредством опорно-поворотного устройства.
Легкая замена изношенных секций возможна благодаря тому, что бетоновод крепится к стреле с помощью кронштейнов, а заключительная его часть представляет собой гибкий шлаг длиной от 3 до 7 метров.
Секции стрелы могут раскладываться по трем схемам:
R-образный тип раскладки является стандартным и применяется в большинстве случаев. Z-образная схема является преимущественной по сравнению с первым типом по таким показателям, как минимальная высота раскладывания, достаточная маневренность при условии работы в тесных застройках. Последний тип схемы является универсальным – отсутствуют «мертвые зоны» при работе во всех плоскостях.

- Аутригеры (гидравлические опоры)
Основная задача данной части оборудования – создание достаточной устойчивости автобетононасоса при работе на максимальных диапазонах высот и радиусов, а также для увеличения опорных контуров по продольной и поперечной площадям автобетононасоса.
Данная часть оборудования является одной из важнейших и напрямую влияет на стабильность работы и самого бетононасоса, и гидравлической системы. Как правило, гидравлика автобетононасоса состоит из двух частей: а) для главных гидропоршней (аутригеры и распределительные стрелы), б) для обеспечения работы поршней, задающих перемещение бетона по системе. Именно это задает стабильность работы компонентов по отдельности.
Сама гидросистема работает за счет исправной функциональности гидронасоса посредством передачи силы двигателя шасси, на котором стоит насос, через коробку отбора мощности (РТО) к гидронасосу.